Адриан Северин: Политические системы ЕС и Белоруссии могут иметь общий интерес

Без рубрики

В интервью Еврорадио Адриан Северин 1 ноября признал, что политика ЕС в отношении белорусских властей оказалась малорезультативной, несмотря на создание специальных структур под Белоруссию

В интервью «Еврорадио» Адриан Северин 1 ноября признал, что политика ЕС в отношении белорусских властей оказалась малорезультативной, несмотря на создание специальных структур «под Белоруссию» в качестве поощрения и санкций в отношении белорусских чиновников как наказания за игнорирование европейских демократических стандартов.

Адриан Северин — известный политик и эксперт с огромным опытом работы в самых разных международных организациях. В 2004-2007 годах он являлся Специальным докладчиком ООН по ситуации с правами человека в Белоруссии. Румынский политик также был депутатом ПАСЕ , занимал должность председателя Специальной рабочей группы по Белоруссии в Парламентской Ассамблее ОБСЕ , был президентом и почетным президентом ПА ОБСЕ, говорится в редакционной справке издания.

«Евронест» (парламентская ассамблея стран, входящих в программу ЕС «Восточное партнёрство» — ИА REGNUM Новости ) не планировался как орган для обсуждения прав человека, он создавался как политическая площадка для диалога Евросоюза с восточными соседями. И одной из причин для создания Евронеста была как раз Белоруссия! Поскольку она не участвует ни в каких других подобных органах. А если Евронест создавался в том числе специально для Белоруссии, то мы не можем оставить Белоруссию извне: тогда теряется смысл существования «Евронеста», — заявил Адриан Северин.

Бывший спецдокладчик считает, что Национальное собрание Белоруссии — «избранный парламент, легитимный орган власти«, поэтому евроструктурам надо с ним сотрудничать: «Я считаю, что надо исходить из реального положения. А действительность такова: Белоруссия имеет свой парламентский орган, избранный на основе иных, не европейских стандартов. Эти обстоятельства мы не обязательно уважаем, но должны попытаться работать вместе, найти общие интересы. Действительно, Белоруссия — это отдельный случай. Она имеет отличную от стран Евросоюза политическую систему. Вопрос: «Могут ли разные политические системы иметь общий интерес?». Я считаю, что ответ: «Да!». Вместе с тем мы за то, чтобы в Евронесте были представлены оппозиция и гражданское общество».

Характеризуя действенность санкций в отношении политического руководства РБ, Адриан Северин заметил: «Очевидно, что санкции не сработали. Мы, естественно, можем оставить их, рассчитывая, что время разрешит проблемы. Но и время может ничего не решить. Если давление оказалось неэффективным, то должны найти другой подход». Перспективным политик считает следующий вариант политики ЕС в отношении Белоруссии: «Мы должны попытаться помочь стране в развитии. И тогда более безопасная экономическая ситуация может поспособствовать развитию свобод и демократии».

«Важно иметь в виду, что если оппозиция с большой буквы «О» не может выдвинуть единую альтернативу и общество не находится в большом отчаянии, не имеет невыносимой жизни, то в таком случае избиратели могут склониться к status quo
19e9
b>», — заявил Адриан Северин, рассуждая на тему исхода президентской кампании в Белоруссии. — «Дата выборов все ближе, и я не знаю, достаточно ли остается времени оппозиции для создания реальной объединенной альтернативы. Я считаю, что она нужна — чтобы граждане имели выбор. Когда альтернативы нет, это плохо. Плохо и тогда, когда их очень много. Очень много — это эквивалент ни одной. Поэтому белорусская политическая элита должна решить, хочет она предоставить выбор белорусским гражданам, или нет».

ИА REGNUM Новости напоминает, что ЕС не признал легитимными итоги республиканского референдума 1996 года, по результатам которого был распущен Верховный совет РБ и сформировано (из лояльных к президенту депутатов) двухпалатное Национальное собрание. Долгие годы НС РБ не являлось для евроструктур легитимным органом власти. Полномочия белорусских депутатов в Брюсселе исполняли представители «разогнанного» Верховного совета 13-го созыва. После окончания полномочий Верховного совета места белорусских парламентарие на долгое время оказались вакантными и интересы белорусской стороны в евроструктурах представляли лидеры белорусских оппозиционных партий. Впоследствии при формировании «Евронеста» еврочиновники также отказывали НС РБ в легитимности, затребовав, чтобы половину делегации от Белоруссии представляли оппозиционеры, а вторую половину — представители нижней палаты Нацсобрания. Белорусские власти отвергли вариант нахождения в одной делегации «депутатов палаты представителей» и НГО. В отношении белорусских граждан, представлявших НГО и получивших приглашение участвовать в работе Евронеста, власти РБ применили политические репрессии.

Как сообщало ИА REGNUM Новости , в ходе состоявшегося визита в Белоруссию президента Литвы Дали Грибаускайте официальный Минск получил заверения в возможности расширения сотрудничества между ЕС и РБ в случае соблюдения европейских стандартов выборов во время президентской кампании в Белоруссии. Позицию ЕС по белорусской ситуации более предметно должны донести до Александра Лукашенко главы МИД Польши и Германии, прибытие которых в Минск ожидается на этой неделе. Ряд независимых экспертов считают, что Белоруссии грозит полная изоляция при присоединении к европейским политическим санкциям России.