Ресурс «Украинская правда» (pravda.com.ua), известный своей нелюбовью ко всему русскому, а потому читаемый и почитаемый в известных слоях сегодняшнего украинского общества, опубликовал недавно интервью (вопросы задавались в чате) с раскрученными фигурами современной украинской культуры, поднятыми на щит как раз в новейшие времена, когда на знаменах независимости страны расцвела оранжевая плесень русофобии.
Остановим внимание…
Ресурс «Украинская правда» (pravda.com.ua), известный своей нелюбовью ко всему русскому, а потому читаемый и почитаемый в известных слоях сегодняшнего украинского общества, опубликовал недавно интервью (вопросы задавались в чате) с раскрученными фигурами современной украинской культуры, поднятыми на щит как раз в новейшие времена, когда на знаменах независимости страны расцвела оранжевая плесень русофобии.
Остановим внимание на репликах троих из них, по роду деятельности относимых к отряду писателей. Напомним, что Юрий Андрухович и Оксана Забужко – литераторы украиноязычные, уже лет 20 изобильно пожинающие западные гранты. В то время как Андрей Курков – человек русскоязычный (как нам представляется, по чистому недоразумению), но не русский (в ментальном, разумеется, смысле; на вопрос, еврей ли он, писатель ответил отрицательно, даже отшутившись, что «пока – нет»).
Не забудем также, что Андрухович, один из авторов письма осени 2004-го о русском – «языке блатняка и попсы», автор многих антирусских тезисов, в середине сентября самым сепаратистским образом заявил, что Донбасс и Крым должны быть отделены от Украины. Это суждение вызвало радостное оживление на востоке и юге Украины, немедленно послышались голоса из Луганска, Харькова, Николаева, Одессы и Херсона, да и из Полтавы: если для вас Украина – это лишь Галичина, то и нас отделите вместе с Донбассом и Крымом. Однако из галицийской среды, видимо, из тех кругов, что по-прежнему мыслят себя во главе украинской идеи и государственности, раздались осудительные реплики в адрес Андруховича: дескать, не ты созидал, не тебе разбазаривать.
Ну, кто созидал и прирезал наделы Украине (Российская империя, Советская власть), мы, в отличие от галичан, помним. Андрухович же о Донбассе и Крыме заявил буквально следующее: «Политически это другая нация. Я уже сейчас этнических моментов не трогаю, только политические. Так вот – политически это часть русской нации. Я не хочу сказать, что все поголовно там такие, но тому украинскому меньшинству, что там есть, легче предложить эмиграцию сюда, ведь и так там загнаны в угол, постоянно преследуются, не могут реализовать ни одного проекта. В Донецке не проходит даже такая вещь, как предоставление университету имени их земляка Василия Стуса. То есть там априори агрессивно заблокировано любое украинское движение. Оно заблокировано не вследствие каких-то репрессий, а потому что на самом деле этого не хочет тамошнее население. Оно чуждо Украине. Украина ему чужая и не интересная, как минимум безразличная», – сказал сей пысьменнык в интервью агентству УНИАН. – Надписи
425e
в маршрутках вроде «Нет денег – плати гривной» лишний раз свидетельствуют, что там концентрация ментального невосприятия всего, что связано с украинской независимостью. Работать над этим Киев пытался, начиная с 1991 года. Это принесло только ухудшение. А окончательное ухудшение принесли последние пять лет правления Ющенко… Как по мне, мы постоянно тешим себя какой-то иллюзией территориальной целостности, которой и так нет. Она существует только благодаря тому, что их парень сидит в Киеве на престоле…»
Ну что же, пан писатель, как говорят на Украине, «мае рацию», что означает «имеет резон»; как минимум некоторый – в части принципиального различия ментальностей. Другое дело, хорошо бы обсудить детали: как оставаться в едином поле? Федеративно? Конфедеративно? Или все же тихо расходиться – как Чехия со Словакией?
Но одно дело на развод намекнуть и даже его обозначить, другое дело – немаловажные детали. Вот что Андрухович говорит почти без паузы, в интервью «Украинской правде». Его спрашивает некто Влад (вопрос задан на русском языке): «Пан Юрий! Если начнется вооруженный конфликт с кем-нибудь из соседей Украины, вы готовы лично с оружием участвовать в защите Родины? Или будете ждать, пока сила слова не подействует на врагов?» Умиляет, конечно, этот милый, якобы отвлеченный оборотец «вооруженный конфликт с кем-нибудь из соседей Украины», хотя всем понятно, что имеется в виду Россия; вообще сама эта подача является преступной, поскольку оформляет устойчивую психологически-поведенческую парадигму; но симптоматично, что никто из этих мерзавцев воевать, скажем, с Румынией за бездарно отданные Ющенкой островные территории не собирается.
Но вот ответ пысьменныка: «Есть всеобщая воинская обязанность. Не понятно только, что на тот момент будет с нашим собственным командованием и не побоится ли оно раздать нам, народному ополчению, оружие». Милый ответ бывшего мотострелка Советской армии.
Интервьюируемому не дает расслабиться следующим вопросом некий Андрий из Ужгорода: «Что ждет Украину в ближайшие 6 месяцев, и сможет, наконец, народ Украины понять слова гетмана Полуботка, который говорил, что воля нашего народа кроется на кончике сабли»?
«А почему именно 6 месяцев вы берете? – вопрошает Андрухович. – Хотя и это не существенно – я все равно не пророк. Хорошо: могу предполагать, что в Украине все и дальше будет ухудшаться. Полуботок (если он такое говорил) был прав в том, что ничего без борьбы не дается. А тем более воля».
Какая-то каша в голове у писателя: то ли все же мирно расходиться с востоком и югом, то ли всем хвататься за сабли, понять было бы невозможно, если бы не ответ на вопрос некоего Винтика, удастся ли нынешней власти свернуть украинизационные процессы в центральных областях и окончательно русифицировать южные и восточные области страны.
«Все зависит от того, как долго она, эта власть, продержится. В любом случае с этим нельзя мириться», – ответствует пан Андрухович, чем, как видим, подтверждает все же свое несмирение. «И ты, и я, и все мы прекрасно знаем, что нам все равно все придется начинать сначала» – это строка из его поэмы января 2005 г. Как глубоко глядел пророк! И это во дни незаконной инаугурации Ющенки, когда вся оранжевая галичина пела и плясала!
Если у кого-то были иллюзии, что Галичина враз забудет свои идеалы а-ля Бандера–Шухевич–«Роланд»–«Нахтигаль», тот сильно ошибся. Она спит и грезит о своем. Или – не спит вовсе. А иногда – говорит голосами своих «интеллектуалов».
«Уважаемый господин Андрухович, – спрашивает Андрей из Киева, – что должна делать Галичина, если люди, которые сейчас «строят новое государство», будут и впредь разрушать идеалы, которыми гордится Украина?»
И если писатель только что говорил о неизвестности сроков, тот тут подпускает некоего даже пессимизма: «Вы прекрасно осознаете, что эта власть надолго… Сначала был договор по ЧФ, газовая схема, кадровый беспредел, переписывание учебников истории, устранение практики. При каких условиях и когда будет тот критический момент, когда Львов и Франковск скажут – хватит!? Критических моментов было уже, кажется, несколько – только вот пока не сказали. Мне и самому хочется спросить «доколе». Конечно, здесь в значительной мере отражается нехватка политического лидера. Говорить «хватит» можно лишь четко осознавая, за кем идти».
И опять-таки сегодня пан Андрухович почти как некий каббалист делится своими нумерологическими наблюдениями: «Я, например, некоторые надежды на лучшее связываю с 2017 годом. Вы меня спросите – почему? Потому раз в 13 лет у нас что-то хорошее происходит. Был 1991, был 2004. Нам остается теперь 2017».
Ну что же, значит, у нас есть еще лет семь (по фаталисту-нумерологу), дабы выстроить дело так, чтобы не дать шансов Галичине на реванш.
А писателя неостановимо терзают его пытливые, прагматично-ироничные «читачи»: «Когда идем к русским менять Крым и Донбасс на бесплатную нефть?»
«Ну, хорошо, я отшучиваться не буду, – положа на сердце руку, которая тоже, как и у Ющенко, никогда не крала, — говорит писатель. – Я думаю, сделка была бы вполне неплохая. Если бы Россия могла нам платить за этот Севастополь, то это была бы сделка целого века – брать с России деньги за то, что и так ей принадлежит. Очень неплохой поворот коммерческий. Не вижу никаких оснований от этого отказываться. К сожалению, реально оно не работает – потому что цены на газ нам повышают».
Откровенно? Откровенно по-галицийски.
Скандально известная своим почти эпическим полотном «Полевые исследования украинского секса» писательница Оксана Забужко коллегу Андруховича за такую невежественную расточительность резко осудила, ибо либеральная феминистическая евродержавница отказываться от единой и неделимой Украины не собирается.
Но суждения и у нее размашисты, ибо она вся – в прекрасном европейском далеке, на грантах, как на подсосе, и к тому же мыслит философически-образно-пиитически: «Янукович – это наш невыученный урок истории, наши, так и не сведенные за 20 лет, счеты с прошлым. Мертвый СССР хватает за ноги живых. История всегда возвращает народы на место невыученных уроков – пока не рассчитаемся с ними, движения вперед не будет. Сейчас происходит фарсовая попытка «вернуть часы назад». Эти чуваки копируют единую им известную форму правления – русскую, они хотят быть страшными, но в действительности они только смешны…» Тирада показательна, комментариев особых не требует.
Но вот несколько неожиданно услыхать из уст феминистки слова об общей любимице украинских оранж-безумцев, авантюристов, проходимцев и иных несчастных, о Юлии Тимошенко: «Это была совершенно новая историческая угроза, которую страна еще скорее инстинктивно почувствовала, чем по-настоящему поняла. К такому вызову, к женскому фашизму в гламурном обличье, Украина не готова, и цивилизация не готова. Женщины только в ХХ веке вышли на арену исторических действий и узнавать в них новых Сталиных и Троцких человечество еще не научилось. Это была первая такая проба. XXI век, наверное, будет веком «женских фашизмов», но уже не в Украине».
Отметим тут некоторую даже пророческую ноту. Кое-кто просил вернуть человечество к матриархату, дескать, именно тогда женщина-мать станет на пути у кровожадных и агрессивных мужчин. Забужко обращает наше внимание на иной урок, на потенциальную опасность «женского фашизма в гламурном обличье».
Ну и в завершение, для тройственной полноты краткого обзора-представления укропысьмэнства на сайте «УП», воспроизведем здесь некоторые мысли вслух писателя Андрея Куркова.
Разумный читатель спрашивает: «Как нам всем, живущим сейчас в смутное время распада и предательства, избавиться от украинства и европейства – этих уродливых проявлений западничества? Когда мы перестанем отказываться от своего первородства русского человека за чечевичную похлебку украинства? Согласны ли Вы, что только Единая Русская Православная Церковь и Единое Русское Государство выведут нас на Истинный Путь?»
Вопрос задан на русском языке человеку с русской фамилией, позиционирующемуся как русский писатель. Но последний дает ответ на украинском (или его «любезно» перевели на мову редакторы, тогда отчего не перевели вопрошавшего?): «Чечевичная похлебка – это русское блюдо, а не украинское. Я помню маленький стих русского поэта Вагинова в ответ (тут Курков все же цитирует по-русски – М.З.).Снова на родине я. Ем чечевичную кашу. Моря Балтийского шум. Тихая поступь ветров. Но не откроет мне дверь насурмленная Маша. Стаи белых людей лошадь грызут при луне.
То есть он нас приглашает туда, где «лошадь грызут при луне». Я туда не хочу».
Дальше европеец и либерал Курков произносит слова, как бы это мягче сказать, человека нерусского, в своем роде это ария иноземного гостя: «Дело в том, что православие помогает и России, и Украине находиться в таком состоянии, в котором мы сейчас находимся. Я не буду как-то пропагандировать одну церковь, унижать другую, это неэтично, но…»
Итак, этот «чоловьяга» Курков озвучивает уже не впервые вбрасываемый в наше культурное поле «бжезинский» тезис о том, что Православие ретроградно, и именно в нем якобы корень всего русского цивилизационного зла, «неуспеха», «отсталости от передовых веяний Европы». И если бы, мол, не Православие, мы бы все были очень далеко в прогрессиве. Возникает вопрос: а где именно? Вместе с загнивающим Западом? Здесь прямое прояснение внутренних установок «европейца-либерала-демократа» Куркова, и эти установки, как ни парадоксально, смыкаются как крайности с большевизмом, с призраком, который бродил полтора столетия по Европе. Похоже, и теперь бродит – в новом обличье.
Симптоматично, что все они, эти самые укрписатели, когда исчерпывается украинский ресурс, смело переходят на цитирование русской классики. Оксана Забужко на вопрос «Вас не угнетает мысль о том, что последующие поколения будут интерпретировать ваше творчество, как Шевченко или Франко сегодня, в зависимости от политической конъюнктуры?» отвечает Тютчевым, тоже «с последней прямотой», не произнося более ни слова:Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, – И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать.
Что сказать по поводу «откровений» всей этой компании? Может быть, здесь уместно напомнить афоризм Сталина (человека, присоединившего в 1939 г. к Украине ее западные территории): других писателей у меня для вас нет? Но дело-то в том, что другие писатели на Украине есть! Известны имена людей, пишущих на русском языке, публикующихся на всем пространстве Русского мира. Но кому это интересно было на Украине в прошедшие 20 лет? И кому это интересно сейчас – при, с позволения сказать, новой власти?
Вот потому русофобствующие СМИ и имеют возможность выдавать Андруховича и К за «властителей дум».