Русские в Лондоне: реальные лица и офшорные маски

Без рубрики

С каждым годом русскоязычная колония в Лондоне и его окрестностях становится всё больше. Чтобы угодить богатым клиентам, по всему городу открываются русские магазины, а продавцы одного из самых дорогих универмагов Европы учатся говорить на языке Пушкина и Чехова. Сами же русские тем временем судятся друг с другом.
Имя владельца одного из особняков на севере Лондона — одна из самых больших интриг на рынке недвижимости в Англии. Известно, что больше года назад его купила некая офшорная компания, зарегистрированная…

С каждым годом русскоязычная колония в Лондоне и его окрестностях становится всё больше. Чтобы угодить богатым клиентам, по всему городу открываются русские магазины, а продавцы одного из самых дорогих универмагов Европы учатся говорить на языке Пушкина и Чехова. Сами же русские тем временем судятся друг с другом.

Имя владельца одного из особняков на севере Лондона — одна из самых больших интриг на рынке недвижимости в Англии. Известно, что больше года назад его купила некая офшорная компания, зарегистрированная на Виргинских островах.

Судя по скоплению тяжелой строительной техники, новый владелец решил здесь все основательно переделать. О том, как выглядело раньше это поместье, теперь можно судить только по фотографиям в Интернете.

Особняк Witanhurst считается в Лондоне вторым по вел
2dda
ичине после Букингемского дворца. Общая площадь — 3 тысячи 700 квадратных метров, 65 комнат и бальный зал. Кому же досталось все это великолепие?

Год назад еженедельник Sunday Times утверждал, что этот дом за 50 миллионов фунтов стерлингов купила Елена Батурина, супруга теперь уже бывшего московского мэра. Журналисты тогда раскопали план реконструкции особняка, согласно которому там должны были появиться кинотеатр, плавательный бассейн, гараж на два десятка машин и тренажерный зал.

Батурина все эти предположения категорически опровергла и заставила британский еженедельник напечатать опровержение. Но вокруг особняка был установлен режим строгой секретности. В компании, которая занимается реконструкцией, не раскрывают имени клиента.

Строительные работы ведутся за колючей проволокой. При появлении нашей камеры все двери сразу закрыли, и нас стали тут же фотографировать. Беседа с охраной получилась недолгой:

— Кто владелец?
— Какая разница, кто? Мы не имеем права об этом говорить.
— Почему?
— Потому что это — не ваше дело. Узнавайте сами, если хотите, а мы ничего не можем вам сказать.

Батуриной и Лужкову приписывают и другую недвижимость в Лондоне, но доказать что-либо очень сложно. Для тех, кто не желает выставлять себя на показ, всегда найдется способ оформить сделку купли-продажи на кого-то другого или на компанию, проследить отношения с которой практически невозможно.

Офшорные маски, за которыми скрываются настоящие лица, вполне устраивают местных риэлторов. Богатые русские везут с собой миллионы и занимают в Лондоне лучшие места.

«Мы называем это место Красной площадью. Почти все здесь скупили бизнесмены из России. Средняя стоимость домов — от 15 до 16 миллионов фунтов стерлингов», — говорит Марк Холлингсворт, журналист и автор книги »Лондонград».

Под эти кошельки уже построена целая инфраструктура: юристы, переводчики и даже имиджмейкеры. В одной только столице Великобритании — около трехсот русских магазинов.

«Селедочка, килька, шпроты всевозможные, квашеная капуста с клюквой», — перечисляет ассортимент Борис Гофман, владелец магазина »Калинка».

В универмаге Harrods, который считается одним из самых дорогих магазинов в Европе, появились говорящие по-русски продавцы. Для наших состоятельных соотечественников Лондон в каком-то смысле — то же самое, что и Harrods: престижно, качественно и все под рукой. Конечно, дорого, но если есть деньги…

Помимо элитных домовладений, русские покупатели приобретают здесь футбольные клубы, а миллиардер Александр Лебедев владеет уже тремя британскими газетами. Своего давнего противника — Юрия Лужкова — Лебедев грозит отдать в Лондоне под суд.

Несмотря на то, что бывший мэр здесь официально не имеет жилплощади, Лебедев обратился в местные правоохранительные органы с просьбой разобраться, нет ли признаков коррупции в том, каким образом супруга Юрия Лужкова получила часть активов российского предпринимателя Шалвы Чигиринского.

«Есть один очень интересный материал, он висит на сайте Верховного суда Лондона. Его Чигиринский туда вывесил. И там все доказано: в присутствии нотариусов и юристов он дарит 50 процентов своей компании. Подчеркиваю: дарит. И написано, кому и почему он дарит. Там прямо записано: он дарит человеку, который замужем за мэром, который в городе имеет возможность решать вопросы. На тот момент компания Чигиринского стоила миллиардов 10, потому что у нее были все права на лучшие участки в городе. Если вы мне докажете, что это — не коррупция, я вам с удовольствием поверю», — говорит предприниматель Александр Лебедев

Но чемпионом по судебным тяжбам в Лондоне считается Борис Березовский. У него их уже больше двух десятков. Он судится с бизнесменами Романом Абрамовичем, Владимиром Анисимовым, вдовой покойного друга — Бадри Патаркацишвили и даже с собственной бывшей женой. Британская судебная система может только приветствовать такой подход.

«Для нашей страны это, безусловно, выгодно. Великобритания ежегодно получает сотни миллионов стерлингов благодаря тому, что граждане других стран выбирают английский суд для решения спорных вопросов», — говорит партнёр одной из международных юридических фирм Майкл Смит.

Для тех, кто в состоянии инвестировать в британскую экономику один миллион фунтов стерлингов, здесь предусмотрен облегченный режим получения гражданства. Но — главное — их не выдают. Причем, даже тех, кто у себя на родине проходит по громким уголовным делам.

«Я думаю, что многие состоятельные люди из России переезжают сюда, в первую очередь, из-за того, что Великобритания вряд ли будет их выдавать в том случае, если Россия по каким-то причинам вдруг потребует экстрадиции», — считает Марк Холлингсворт.

В интерпретации самих беглецов преследование прокуратуры приобретает, как правило, политический оттенок. К чему в Лондоне привыкли уже давно.

«Здесь у нас — офис Владимира Ленина. В 1902 году в этом здании Ленин вместе со своими товарищами организовал редакцию и типографию газеты «Искра», — рассказывает директор архива Лондонской мемориальной библиотеки им. Карла Маркса Джон Кэлоу.

Британскому художнику вождь пролетариата почему-то запомнился голубоглазым блондином. Но современных русских в Лондоне экзотикой уже не назовешь. К тому же основной поток — это те, кто приезжают сюда учиться. Преподаватель колледжа-пансиона «Итон» Петр Резников уверяет, что спрос на британское образование с каждым годом только растет.

«Недавно ко мне обратился клиент, внуку которого исполнилось три месяца. Дедушка малыша приехал в Лондон и внимательно выяснял, что необходимо для поступления в «Итон». И таких клиентов становится все больше и больше», — рассказывает профессор, заведующий кафедрой русского языка и литературы королевского колледжа »Итон» Пётр Резников

Сын Александра Лебедева Евгений к престижному образованию недавно присовокупил британское гражданство. И это событие отметил по-русски. Широко. Устроил вечеринку в здании Королевского суда, пригласил Элтона Джона, писательницу Джоан Роллинг. Премьер-министр Дэвид Кэмерон, правда, прийти не смог, но зато прислал поздравление.

«Под русский рынок, как когда-то под арабский, уже подладились. Могут поклониться, могут улыбнуться. Но я не знаю, насколько эта улыбка искренняя. Мне доводилось бывать на вечеринках, на которые русские миллионщики приглашали таких же англичан — соседей. Они друг к другу — с почтением и уважением. Но абсолютного слияния, я думаю, там вряд ли получится», — считает ведущий русской службы BBC Сева Новгородцев.

А вот атамана лондонской общеказачьей станицы Александра Сыщенко долгие годы считали коммунистом. «Хотя я не коммунист, наоборот: я родился в Англии из-за того, что мои предки бежали от коммунизма. А потом начали называть националистом», — рассказывает Александр Сыщенко.

Потомок эмигрантов в третьем поколении, он по самым строгим меркам уже давно — абсолютный британец: гражданство, образование, безупречный английский. А хочет быть русским. Три года назад Александр возглавил лондонское казачество и занимается организацией русских балов, которые проводятся в одном из дворцов Лондона уже четыре года.