Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин считает, что Россия может не исполнять решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге, если эти решения идут вразрез с конституционными основами страны. В пятницу в «Российской газете» появилась статья Зорькина. Название говорит само за себя — «Предел уступчивости». В доводах председателя Конституционного суда разбирался обозреватель радио «Вести ФМ» Борис Бейлин.Когда-то Николай Карамзин писал императору Александру Первому: «Можешь…
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин считает, что Россия может не исполнять решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге, если эти решения идут вразрез с конституционными основами страны. В пятницу в «Российской газете» появилась статья Зорькина. Название говорит само за себя — «Предел уступчивости». В доводах председателя Конституционного суда разбирался обозреватель радио «Вести ФМ» Борис Бейлин.
Когда-то Николай Карамзин писал императору Александру Первому: «Можешь все, но не можешь ограничить свою власть». В начале 19 века царь задумывался о Конституции, но историк объяснил, что в России верховная власть, не должна подчиняться никому. Похоже, что именно этот принцип Валерий Зорькин собирается применить к Конституции. Он пишет, что хотя она и устанавливает приоритет международного договора над нашими законами, эти международные договоры не имеют приоритета над самой Конституцией. На практике это означает, что если, к примеру, решения Европейского суда по правам человека идут вразрез с конституционными основами страны, то Россия не должна их исполнять.
Поводом для написании статьи стало то, что в октябре Страсбургский суд впервые в «жесткой форме» подверг сомнению решение Конституционного суда. Дело в том, что КС в прошлом году признал законным положение, согласно которому военнослужащие-мужчины в отличие от военнослужащих-женщин не имеют права на отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Европейский суд посчитал это нарушением принципа равенства полов.
Кроме того, Зорькин напомнил, что Страсбургский суд вынес решение о неправомерности запрета гей-парадов в Москве. Председатель КС пишет, что если разрешить такие парады у нас может повторится сербская ситуация, где противники однополой любви устроили массовые беспорядки. Так что, заключает Зорькин, Россия должна выработать защитный механизм от таких решений Европейского суда.
Первый зампред думского комитета по законодательству Александр Москалец разделяет эту позицию. По его мнению, Россия должна выполнять решения Страсбургского суда, но только в том случае, если эти решения не вредят государственным интересам.
«Да с какими-то решениями мы согласны и вопросов нет. Мы ведь выстроили у себя достаточно объективную судебную систему. Но когда мы видим, что включаются другие подходы для решения вопросов, мы говорим: ребята, мы просто оставляем за собой право применить, но только в той степени, в которой считаем нужным и целесообразным», — рассказывает Москалец.
Александр Москалец считает, что сейчас у Европейского суда по правам человек нет серьезных рычагов для давления на Россию. Однако профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин напоминает, что если Россия будет игнорировать Международный суд, это может привести к исключению нашей стран
1613
ы из Совета Европы. Кроме того, по мнению эксперта, сама российская Конституция однозначно дает приоритет международным конвенциям над внутренним законодательством.
«Дело в том, что 15 статья Конституции и говорит о том, что международные соглашения являются составной частью правовой системы Российской Федерации. В случае коллизии, если каким-либо образом законодательство не соответствует международным обязательствам, то как раз действует международный договор. Не выполнение решения Международного суда по правам человека влечет за собой очень серьезные последствия для России. Это, как минимум, приостановка членства в Совете Европы, и, как максимум, исключении из этой организации. Я думаю, что не в интересах России быть исключенной из такой международной организации, в которой участвуют все европейские государства», — рассуждает Лабин.
Уточню, что российские граждане могут обращаться в Европейский суд по правам человека, после того как по их делу на родине уже было вынесено решение в судах первой и кассационной инстанций. По данным на первое января, на рассмотрении суда в Страсбурге находилось более 33 тысяч жалоб наших граждан на собственное государство. По количеству таких обращений Россия занимает первое место. Правда, по числу жалоб на душу населения мы всего лишь на 18 позиции. А лидирует по этому показателю Грузия.