Блоги: как можно сокращать классику литературы?

Без рубрики

Я хорошо помню учительницу литературы старших классов. Это была милая, честная и немного восторженная женщина, которая прекрасно понимала, что оттепель закончилась и надо напоследок впихнуть в нас как можно больше Трифонова, Бакланова и Анатолия Кузнецова. А заодно почему-то Окуджаву и «Звезду» Казакевича. Но тогда это в нас не поместилось, даже «Бабий Яр». Просто места не хватило.
У нас были две литературы — одну мы проходили, другую читали. И они не совпадали. Мы читали Стивенсона,…


  Блоги: как можно сокращать классику литературы?

Я хорошо помню учительницу литературы старших классов. Это была милая, честная и немного восторженная женщина, которая прекрасно понимала, что оттепель закончилась и надо напоследок впихнуть в нас как можно больше Трифонова, Бакланова и Анатолия Кузнецова. А заодно почему-то Окуджаву и «Звезду» Казакевича. Но тогда это в нас не поместилось, даже «Бабий Яр». Просто места не хватило.

У нас были две литературы — одну мы проходили, другую читали. И они не совпадали. Мы читали Стивенсона, Жюля Верна, Дюма, Свифта, Конан Дойля, приключения в «рамочках», уже выходила оранжевая «Библиотека фантастики», но достать ее было невозможно. Когда возник интерес к чувствам — перешли на Стендаля, Драйзера, И.Шоу… Это была мировая классика, и я никогда не мог понять, почему ее не проходят в школе. Потому что не наша?

А еще были Битлз, Высоцкий, снятый на 8 миллиметров фильм для КВНа, экзамены, институт, вечеринки, кино, Таня, Лена, кто-то еще… И уже написан «Вертер», и открылась «Метелица», где Адамо грустно пел, что она точно не придет «Tombe la neige …» И позарез нужны были настоящие джинсы, их тогда еще не привозили, а у нас можно было купить только позорные индийские техасы с клепками…

Это была юность, ее интересует любовь и будущее, а не кто с кем бодался в угрюмом прошлом. Политическое взросление придет позже, а если и не придет — ничего страшного, не все не прочитавшие «Один день Ивана Денисовича» стали вертухаями или охранниками автостоянок.

А те книги мы прочитали потом. И Бакланова, и Гладилина, и Войновича и еще много кого. Может именно потому, что не получилось насильно впихнуть их в нас, как ненавистный рыбий жир, на уроках литературы. Учить чему-то из-под палки вообще не очень здорово, это говаривал и Д.Миль и другие умные люди, следуя заветам которых, выйдя из школы, я как страшный сон забыл все сны Веры Павловны, унылые размышления героев Толстого и зачем Базаров резал лягушек.

Мне вообще кажется, что у нас проходят что-то не то. Есть классическая литература — древние греки и далее, когда-то ее проходили в гимназиях, а теперь только на филфаках. Этого в школе нет и близко, а есть какой-то нелепый гибрид из политики, истории и устаревшей идеологии. Зачем мне читать про бедного узника Мцыри? Он давно свободен и держит шашлычную у меня под окнами.

Вообще литература — это конструктор жизни, лаборатория характеров и судеб, этот предмет должен быть уроками творчества, пособием по искусству — кстати, никаких других творческих предметов в школе нет, если не считать рисования. Пусть дети учатся писать, думать, чувствовать, видеть пружины поступков, разве не этим во все времена занималась литература?

А теперь мы собираемся заменить Чернышевского на Солженицына? И что это даст? Наш
1916
им детям нужны не новые кумиры, им не хватает умных, свободных, честных учителей, и никакой «Архипелаг Гулаг» тут не поможет — ни в полном, ни в облегченном виде. Прошлой осенью я был наблюдателем на выборах, где было огромное количество вбросов в пользу, понятно, правящей партии. В одной из школ мы просто поймали на этом зам. директора, которая еще и учительница литературы. А теперь она будет рассказывать про ужасы репрессий, которые творились под руководством другой правящей партии?

Хотя какие ужасы, их же облегчили и адаптировали, ввели исторический ботокс. Кстати, интересно, как это можно сократить убийства миллионов невинных граждан? Это что-то вроде порнографии, из которой вырезали крупные планы, отчего она превратилась в невинную «Ромео и Джульетту»? И как будет выглядеть этот «Архипелагчик Гулагчик»? Как история про добреньких дяденек из НКВД, занятых нелегким делом ликвидации… извините, модернизации недобитых контрреволюционеров? Так это уже Овалов сочинил. Может и сами репрессии тоже адаптируем, сократим и забудем?

В общем, получился нескладный книксен — и историю обрести, и невинность соблюсти. Хотите признать прошлые преступления? Признавайте, но законодательно, как положено. Не хотите признавать? Не признавайте. А школьники-то при чем? Они еще дети и ни в чем не виноваты, зачем грузить их ошибками родителей, которые не хотят признавать и сами родители ?

И еще. Я сильно извиняюсь перед Нобелевским комитетом, но лично я не рекомендовал бы читать это детям ни в каком виде, и почему-то я убежден, что большинство мам и пап думают так же. А если так уж нужны отечественные нобелевские лауреаты — есть Бунин, по литературе лучше и не придумаешь.

Что же касается тиража, если таковой уже отпечатан, то ему можно найти очень хорошее применение. Нужно обязать купить и прочитать облегченный вариант романа (полный, боюсь, они не осилят) всех государственных чиновников. Зарплаты у них хорошие, не обеднеют. Зато будут иметь представление о том, что творила партия, членами которой они еще недавно почти поголовно состояли.