Всю неделю новый мэр Москвы Сергей Собянин оставался в центре внимания — за его первыми шагами на посту московского градоначальника следит вся страна, с чего начнет и как будет решать проблемы столицы. Аналогичные проблемы есть во многих городах России. Совещание у Президента по разрешению транспортного коллапса — как пример взаимодействия с федеральными властями. Новые назначения в правительстве Москвы. И вот в субботу, 30 октября, традиционный объезд столицы.
И хотя тема поездки — плановая подготовка…
Всю неделю новый мэр Москвы Сергей Собянин оставался в центре внимания — за его первыми шагами на посту московского градоначальника следит вся страна, с чего начнет и как будет решать проблемы столицы. Аналогичные проблемы есть во многих городах России. Совещание у Президента по разрешению транспортного коллапса — как пример взаимодействия с федеральными властями. Новые назначения в правительстве Москвы. И вот в субботу, 30 октября, традиционный объезд столицы.
И хотя тема поездки — плановая подготовка к зиме и осмотр коммунальной техники города, но изменив маршрут, Сергей Собянин останавливается на «Белорусской» и у метро «1905 года». В итоге уволены главы управ, а временные киоски и ларьки, уродующие облик столицы, приказано снести в кратчайшие сроки.
Такого в жизни московских чиновников давно не было. Чего ждать дальше, как будет меняться город и что власти Москвы намерены делать, чтобы столица России из места работы и зарабатывания денег стала просто комфортным для жизни людей местом?
Новый мэр Москвы Сергей Собянин дал свое первое интервью в новом качестве программе «Воскресное время» на Первом канале
Петр Толстой, ведущий программы «Воскресное время»: «Сергей Семенович, позвольте вас поздравить с вступлением в новую должность. Вы вернулись с субботнего объезда города. Проблема номер один — пробки. Как будете решать? Какие первые шаги»?
Сергей Собянин, мэр г. Москвы: »
4604
Объезд посвящен не столько пробкам, вообще он был запланирован как объезд по подготовке к зиме, по объектам жилищно-коммунального хозяйства. Ну, это такая работа, которая в плановом режиме должна делаться. Я по дороге изменил маршрут и заехал на ряд объектов, не предусмотренных программой. Посмотрели площадь возле Белорусского вокзала. Заехали в Пресненский район города. Проехали по ряду промзон, строек. То, что мы увидели, это, конечно, впечатляет. Такое ощущение, что город, все клочки земли поделены, и на них зарабатываются деньги. Невзирая на то, что эти объекты находятся прямо вблизи вокзала, прямо в упор к выходам из метро, даже несмотря на то, что эти объекты там абсолютно не нужны. Или нужны, скорее всего, для каких-то там бизнес-интересов. Эти объекты не вписываются вообще никак в архитектуру города».
Петр Толстой: «Ну, это киоски перед выходами из метро?»
Сергей Собянин: «Это все что угодно. Это и мелкие киоски, обвешанные проводами, и по временной схеме целые кабели над ними весят, на фоне памятников, архитектурных достопримечательностей города. Это уже 2-3-этажные сооружения. Непонятно, кем и по чьему разрешению выстроено. Такое ощущение, что вот съедешь немного с центральной части города — и все. Что там дальше находится? Просто отдано на разграбление. Мне пришлось двух руководителей районных управ снять с работы. Я предупредил своих коллег, что этим нужно системно заниматься. Ответственность будет персональная. Я предупреждал на первом заседании, на оперативном заседании с руководителями. Но, видимо меня не все услышали. Я надеюсь, что после этого объезда они меня услышат. Как я узнал, таких объездов не было в Москве с 2001 года. Я думаю, что такие объезды будут впредь постоянно до тех пор, пока мы не наведем порядок».
Петр Толстой: «То есть облик города, облик центра города, в котором мы все живем, должен измениться?»
Сергей Собянин: «Я думаю, чтобы вот такое наделать, нужно очень не любить город. Не только не любить, а просто относится к нему по-хамски. Так не должно быть. Нужно навести порядок. Какой-то предел должен быть всему. Предел наступил и наступил предел терпения москвичей и власти. И мы должны просто все это понять. Я после объезда говорил с префектами на эту тему. И по-доброму их просил попытаться все-таки переломить себя. Перестроиться и жестко начать наводить порядок. Ну, я надеюсь, что все-таки ментальность московских чиновников перевернется. Они попытаются перестроиться. Кто не перестроится — я не виноват».
Петр Толстой: «Давайте прямо говорить. Это не только ментальность московских чиновников. Это прежде всего коррупция. Каждый такой объект, как вы сказали, это деньги. И деньги, которыми делятся с чиновниками. И так функционирует не только в Москве. Просто в Москве денег больше. Как бороться c такой коррупцией?»
Сергей Собянин: «С такого рода коррупцией можно бороться и административными методами, потому что такая коррупция, она вся на виду. Она видна каждому москвичу, и каждому чиновнику, мэру, если он захочет это увидеть. Главное — захотеть вначале увидеть, оценить это, а затем принимать решение. Я буду постоянно объезды делать, постоянно инспекции будем делать, подводить каждый квартал, каждые полгода итоги. Те, кто показал худший показатель и худшую работу, по итогам квартала будут наказаны. А по итогам полугодия уволены. Такая «игра на выбывание». Потому что простыми методами, простыми уговорами, к сожалению, уже здесь ничего не сделаешь. Это одна из мер по борьбе с коррупцией. Когда мы начинаем спрашивать о работе чиновника не его вышестоящего начальника, а граждан, население, тогда становится понятно, что он делает, зачем он делает, ради чего он живет: ради жителей, ради того, чтобы набить свои карманы, ради других каких-то своих интересов. Это главное направление. Мы должны двигаться все-таки к оценке жителями, гражданами, общественными организациями. Тогда будет все более понятно».
Петр Толстой: «Сергей Семенович, одна из проблем, которая очень волнует людей, самая, пожалуй, чувствительная в Москве, это пробки. Прошло совещание у Президента на этой неделе. Какие первоочередные меры, первые действия власти по борьбе с пробками?»
Сергей Собянин: «По борьбе с пробками есть целый набор очевидных мер. Я просто хотел бы дать оценку, почему это, вообще произошло. Во-первых, это результат градостроительной политики. Город оказался а) без парковок, б) перегруженными грузовыми терминалами, грузовыми дворами, громадными рынками, которые, в принципе, в таком количестве городу не нужны. Вот этот перекос градостроительной политики стал результатом транспортного коллапса в городе, и теперь все это возвращать очень сложно. Для этого, конечно, потребуются и достаточно, может быть, жесткие, кардинальные меры. Никто не говорит о платности движения. Я думаю, что в Москве вряд ли будет введена плата за въезд в центр и так далее».
Петр Толстой: «А платные парковки?»
Сергей Собянин: «Ну, платные парковки, плата за стоянки машин прямо на улицах, она должна быть, иначе бессмысленно строить какие-то улицы, если у нас все дороги заставлены автомашинами, которые просто бесплатно сутками стоят. Понятно, что для людей нужно а) параллельно предоставить паковочные места, б) развивать общественный транспорт. Таким образом, минимизируя потоки автомобилей в центр города, у нас порядка 70% перевозчиков пассажиров действует незарегистрированно и возят пассажиров».
Петр Толстой: «Ну, это отсутствие городского такси, это отсутствие выделенных полос для общественного транспорта».
Сергей Собянин: «Это все вместе. Но это еще больше ухудшает ситуацию. В результате общественный транспорт проехать не может. Значит, этих «бомбил» появляется еще больше. И так далее. Такой вот замкнутый круг, который надо разрывать и наводить порядок».
Петр Толстой: «А с чего начнете?»
Сергей Собянин: «Будем наводить порядок с общественного транспорта, будем ограничивать въезд грузовых автомобилей. Возможно, ограничим съезд с магистралей, выездных магистралей из города. Съезды, которые сегодня построены в нарушение технических норм, некоторые вообще без всякого разрешения, которые ведут к крупным торговым центрам и так далее. Их надо расширять или ограничивать по времени въезда для того, чтобы в «часы пик» люди могли въехать и выехать из города. Еще целый ряд набор других мероприятий. Одно из таких сегодня обсуждаемых мероприятий — это изменение графика работы московских чиновников. Я действительно рекомендовал пока с понедельника, с 1-го числа, перейти на другой график работы, с 8 часов утра. Пока это не жестко, с учетом чтобы настроился механизм, с учетом того, что тем же молодым мамам нужно отводить детей в детские сады. Все это должно быть сделано достаточно мягко, чтобы люди не почувствовали дискомфорт. Я думаю, через недельку мы уже нормативно закрепим такой режим».
Петр Толстой: «Это позволит растянуть вот этот утренний «час пик».
Сергей Собянин: «Ну, да, ведь только чиновников в Москве 25 тысяч. И практически, все ездят на машинах. А с учетом того, что мы передвигаем стрелки часов, как бы встаем на час позднее, это практически произойдет безболезненно, даже для физиологии граждан».
Петр Толстой: «Ну, посмотрим, какой будет результат».
Сергей Собянин: «Я вам просто хотел сказать, Петр, что не надо ожидать от одной меры кардинальных изменений. Кардинальных изменений от одной меры не будет. Но мы последовательно, шаг за шагом, будем двигаться к этому, чтобы используя любую малейшую возможность, улучшить эту ситуацию. Ну, а в дальнейшем, конечно, будем заниматься массовым дорожным строительством и строительством метро. Мы зададим максимальный темп строительства метро, потому что это все-таки главный перевозчик пассажиров. Оно должно развиваться. Оно должно выходить за пределы МКАД, выходить в город. Но так как оно уже само перегружено, эта одна мера сама по себе ничего не решит, нужно дополнительные ветки в метро строить. Но в целом это такая очень глобальная программа, требующая колоссальных средств».
Петр Толстой: «Вот все эти задачи, о которых вы говорите, невозможны без тесного взаимодействия с федеральными органами власти. Вы как человек, который работал в руководстве Российской Федерации, как вы видите дальнейшее взаимодействие Москвы под вашим началом и федеральных органов власти?»
Сергей Собянин: «Ну, вы знаете, в силу того, что в создании многих программ я участвовал лично, работая с коллегами, например, по программе модернизации здравоохранения — мы вместе с коллегами разрабатывали эту программу, презентовали ее, дорабатывали, работали вместе над соответствующим федеральными законами — то, мне очень легко адаптировать эту программу в регионе, очень легко, понимая цели и задачи и смысл этой программы, делать продолжение в общефедеральной программе. Это совершенно органичное продолжение федеральной политики на региональном уровне. Причем политики не для того, чтобы потешить чье-то самолюбие, а для того, чтобы эти механизмы эффективно работали в этих отраслях, чтобы развивать их синхронно с федеральной политикой, чтобы мы не были на обочине того, что происходит в стране, а наоборот, встраивались и двигались, может быть, на шаг впереди».
Петр Толстой: «Сергей Семенович, вы глава самого населенного субъекта Российской Федерации. В связи с этим вопрос, как будет меняться бюджет и останутся ли те социальные выплаты, которые существуют в Москве? Все-таки Москва — город достаточно благополучный. Как вы видите эту часть работы?»
Сергей Собянин: «То, что касается социальных выплат, действительно, были такие опасения, но я заверил, что все социальные льготы незащищенным слоям населения будут сохранены. Во-первых. Во-вторых, мы уже заложили в бюджете следующего года увеличение этих социальных выплат с учетом инфляции, поэтому опасения в этом плане не должно быть. Все, что наработано в социальной сфере, будет сохранено. Вопрос по поводу приоритета бюджета. В принципе, я знал и до этого, и меня это беспокоило как человека, который отвечал в правительстве за эффективность расходования ресурсов регионального уровня, но тем не менее, погрузившись еще раз в бюджет, конечно, впечатление было тяжелое от этого. Практически весь бюджет, огромный бюджет, это один из самых больших бюджетов не только в России, но и в мире из столиц, практически исчерпал себя. Исчерпал, потому xто очень большой объем неэффективных расходов, Практически все пущено на текущее проедание. На развитие осталось не более 10% бюджета! На дорожное строительство направляется 3,5-4%. Это сухие цифры. Они бюрократичны».
Петр Толстой: «Нет, это очень ярко. Почему 3% на дорожное строительство? Это наши пробки!»
Сергей Собянин: «Это означает, что город остановился в своем развитии. Он начал деградировать. Такая структура бюджета свойственна депрессивным районам. И, конечно, с таким бюджетом работать невозможно. Если с ним согласиться и оставить его в таком виде, это будет означать, что Москва прекратила свое развитие и начала свое умирание. Такого допустить невозможно. Поэтому, конечно, мы сейчас будем последовательно проводить мероприятия, чтобы изменить эту структуру бюджета. Направить больше денег на развитие транспортной инфраструктуры, инженерной, социальной».
Петр Толстой: «Нынешний бюджет будет принят в срок?»
Сергей Собянин: «Нет, он будет принят с опозданием. С той целью, чтобы мы уже могли что-то переструктурировать. Например, на будущий год запланировано на все дороги Москвы 34 миллиарда рублей. Я не согласен с этим. И считаю, что в бюджете должно быть как минимум 100 миллиардов на эти цели, то есть практически в 3 раза больше. И я думаю, мы сделаем это».
Петр Толстой: «Сергей Семенович, вы работали в Совете Федерации в конце 90-х годов, с 2005 года возглавляли Администрацию Президента, потом вице-премьером правительства. В общем, на самом деле вы много времени, достаточно давно уже живете в Москве. Вот у вас как складываются взаимоотношения с этим городом? Вы как-то себя чувствует москвичом? Как вам Москва?»
Сергей Собянин: «Ну, вы знаете, для всех, кто живет в России, Москва — особенный город, столица нашей родины, она одна и другой нет. В целом все россияне, все жители России любят Москву. И я не исключение. Я всегда с большим уважением и любовью относился к Москве, смотрел за ее развитием. Не все мне здесь нравилось. Более того, некоторые вещи не нравились совершенно — о чем мы только что с вами говорили. Я действительно давно живу в Москве. Очень часто бывал и до этого в Москве. В силу своей работы в Совете Федерации, губернатором. Но я вам скажу, что за последнюю неделю работы я, наверное, стал москвичом не меньше, чем любой другой москвич.
Петр Толстой: «Открыли для себя другую Москву».
Сергей Собянин: «Абсолютно. Я стараюсь не только ездить по магистральным улицам и, бывает, извините, на помойках, на окраинах, на стройках. И я думаю, что я очень быстро восполню свое незнание о Москве. Более того, я искренне болею за то, чтобы Москва была комфортным местом для проживания граждан, самым лучшим городом не только России, но и одним из лучших европейских городов. И настраивать своих коллег на это. Я думаю, у нас получится».
Петр Толстой: «Спасибо большое, Сергей Семенович».
Сергей Собянин: «Спасибо».